Deprecated: The mbstring.func_overload directive is deprecated in Unknown on line 0
Валерий Дударев: «Банки стали работать индивидуально с заемщиками малого бизнеса» - КАПИТАЛ 22
Пт. Сен 20th, 2024

Валерий Дударев: «Банки стали работать индивидуально с заемщиками малого бизнеса»

Валерий Дударев: «Банки стали работать индивидуально с заемщиками малого бизнеса»

После резкого роста в конце 2014 года банки начали снижать проценты по кредитам для бизнеса. «Капиталист» пообщался с замдиректора Алтайского филиала Россельхозбанка Валерием Дударевым о том, как Банк помогает предпринимателям пережить кризисные времена, и идут ли дела на поправку.

— Валерий Владимирович, начиная с декабря прошлого года, да и сейчас, предприниматели говорят, о том что кредитные ресурсы для них практически закрыты и возникают большие сложности в их получении. Как вы считаете, насколько это действительно так?

— На самом деле, особых ограничений в предоставлении кредитных ресурсов на сегодняшний день нет. Даже в прошлом году в экономически нестабильное время у нас в сегменте малого и микробизнеса произошел рост порядка 27%. В этом году Алтайский филиал также отмечает положительную динамику: уже в первом квартале в данном сегменте увеличение в районе 1,5%.

Сейчас процентная ставка снижается, что влечёт за собой рост кредитования. Кредитные ресурсы доступны абсолютно для всех.

— Насколько ужесточились требования к предприятиям, обращающимся в филиал Банка за кредитом?

— Сказать, что в настоящее время условия стали жестче, будет неправильным. Конечно, есть клиенты, которые ушли с рынка, но это абсолютно не повлияло на политику в области риск-менеджмента.

— На политику не повлияло, понятно. А на самой работе Алтайского филиала Банка сказалось, на продуктовой линейке?

— Для тех компаний, которые являются нашими действующими заемщиками и испытывают финансовые трудности, появились программы пролонгации и рефинансирования задолженности. Мы понимаем: если сейчас не поддержим клиентов, тем более сегмента малого и микробизнеса, то им придется достаточно тяжело. Сегодня у Алтайского филиала есть возможность пролонгировать текущую задолженность как по процентам, так и по основному долгу на срок от года до трех лет.

— В чём ещё выражается поддержка Банка?

— Мы индивидуально работаем с каждым заемщиком, рассматриваем текущее положение и планы клиентов на будущее.

— Насколько оправданы новые действия по индивидуальному подходу к клиентам для самого Банка?

— Мы стараемся сохранить и приумножить нашу клиентскую базу. Поддерживаем предприятия приоритетного для нас направления аграрной отрасли.

— Россельхозбанк в Алтайском крае предлагает сотрудничество предприятиям всех отраслей экономики, а не только АПК. Это попытка диверсифицировать работу и снизить риски?

— Выход к новым клиентам в экономически нестабильный период — возможность для нас сделать шаг вперёд.

— А может, вы стали смотреть на другие виды бизнеса, потому что сельское хозяйство уже «не то»?

— В сельском хозяйстве Алтайского края периодически возникают трудности, но мы совместно с Главным управлением сельского хозяйства при содействии губернатора региона Александра Богдановича Карлина делаем все, чтобы поддержать сельхозпроизводителей края.

— Страхование рисков в сельском хозяйстве в последние два года сократилось довольно существенно. Повлияло ли это на вашу работу?

— Последние два года для сельскохозяйственной отрасли Алтайского края, действительно, были неблагоприятны по климатическим условиям: 2013 год был засушливым, в 2014 рано выпали снега и у многих производителей оказался не убран урожай. Но здесь государство идёт навстречу аграриям: в России действуют программы поддержки предприятий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

У нас внедрены продукты пролонгации, рефинансирования, и кроме того, мы развиваем программы кредитования под залог будущего урожая. Считаю, что для предприятия, попавшего в сложную финансовую ситуацию, это дополнительная возможность развиваться. Тем более, в этом году, по мнению ГУСХ, урожай будет достаточно хорош.

— Какие сегменты бизнеса, помимо АПК, теперь стремится охватить Россельхозбанк?

— Алтайский филиал активно работает с предприятиями промышленности в малом бизнесе, торговыми компаниями, для которых актуален продукт «Коммерческая ипотека». На рынке недвижимости сейчас некоторое затишье, но наши предложения всё равно пользуются спросом. Ипотечные кредиты мы предоставляем под залог приобретаемой бизнесом коммерческой недвижимости. Кстати, процентная ставка по этому направлению в последнее время снизилась и составляет 17-19%.

— «Коммерческая ипотека» у нас в Алтайском крае, как нам кажется, развита не так хорошо, как жилищная. Как Россельхозбанк работает в этом направлении?

— «Коммерческая ипотека» интересна бизнесу тем, что не нужно предоставлять дополнительное обеспечение в качестве залога. Мы берём в залог тот объект, который приобретает клиент. Кроме того, анализируем доходы, получаемые от него.

— На что берут кредиты предприниматели в вашем Банке?

— Если говорить про рынок АПК, то здесь два основных продукта: сезонно-полевые работы (СПР) и приобретение техники. СПР — это краткосрочное финансирование до одного года, а на приобретение техники и оборудования выдаются инвестиционные кредиты, то есть предприятия могут получить займы до семи лет. Если говорить про другие сегменты, то там, в основном, распространено оборотное финансирование.

— Заемщики каких сфер деятельности в настоящее время больше обращаются за кредитами? Где заёмщиков больше: в торговле или производстве?

— Могу сказать, что на рынке Алтайского края больше всего заемщиков в сфере АПК — 50%, торговля занимает около 30%, перерабатывающие или производящие предприятия — 10%. У нас в филиале доля предприятий АПК в портфеле составляет около 90%.