Российским регионам дадут право отказываться от пригородных железнодорожных поездов, а также обяжут регулировать цены на билеты и искать перевозчиков через систему госзаказа. Кроме того, субъекты федерации должны будут компенсировать финансовые потери железнодорожникам.
Важный момент – отказываться от того или иного маршрута регион сможет, если только найдёт альтернативные способы сообщения между населёнными пунктами и докажет низкую плотность пассажиропотока.
Эти принципы содержатся в концепции развития пригородных перевозок железнодорожным транспортом, которую готовило Минэкономразвития и утвердило правительство. По задумке авторов документа, он должен исправить диспропорцию между высокой стоимостью абонементов и низкими доходами населения.
Разработчики надеются, что указанные меры помогут выйти железнодорожным компаниям на безубыточность, увеличить долю новых вагонов в рабочем парке и поднять пассажирооборот в полтора раза.
Кроме того, система поиска перевозчиков через госзаказ может привлечь к отрасль частные инвестиции. Федеральный центр оставляет за собой субсидии на содержание федеральной инфраструктуры, которую используют пригородные поезда.
Программа будет действовать в течение 15 лет, но заработает она после принятия закона «Об организации регулярного пассажирского сообщения», который закрепит основы механизма размещения госзаказа на организацию транспортного обслуживания населения.