Пн. Май 13th, 2024

Один из бывших лидеров пассажироперевозок Барнаула ливидирован после банкротства

Один из бывших лидеров пассажироперевозок Барнаула ливидирован после банкротства

Подошла к концу процедура банкротства «БарнаулПассажирТранса» (БПТ), которая началась в 2019 году. По данным арбитражного суда, конкурсное производство в отношении предприятия закончилось, а само юрлицо, по данным ЕГРЮЛ, уже ликвидировано. На фоне финансовой несостоятельности фирмы в Барнауле деградировали несколько востребованных маршрутов общественного транспорта. В настоящее время эта проблема решается по инициативе губернатора Алтайского края Виктора Томенко путем закупки новых автобусов.

25 июля ОАО «БарнаулПассажирТранс» было ликвидировано по завершении процедуры банкротства. Согласно материалам судебного процесса о финансовой несостоятельности, этому предшествовало окончание конкурсного производства, которое финишировало в конце мая. В общей сложности в реестр требований была включена сумма 29,8 млн рублей. У предприятия образовались долги перед налоговой, мэрией Барнаула, поставщиками запчастей и другими партнерами. Как следует из отчета конкурсного управляющего, кредиторы не получили ни рубля от предъявленных сумм. При этом в ходе процедуры было реализовано имущество БПТ на 14,1 млн рублей.

Отметим, что на торги, по информации портала Федресурс, предприятие выставляло около 50 автобусов разной вместимости моделей ЛиАЗ-5256, НИФАЗ, Mercedes-Benz O 405, MAN SL 202. Все они были проданы. Немалый объем автопарка приобрели предприниматели из других регионов. Другую часть, к примеру, выкупило барнаульское ООО «Градстрой», которое принадлежит Алексею Миронову. Он также контролирует ООО «Пилигрим». В 2020 году эта фирма начала обслуживать маршрут № 1, на котором до этого работал «БарнаулПассажирТранс». Проработала эта организация недолго. Еще несколько машин ушло барнаульскому ООО «Альфалогистик», принадлежащему Анатолию Стурову. Технику реализовали по разным ценам – от 50 тысяч до 350 тысяч рублей. Где в настоящее время находятся эти автобусы, неизвестно.

Также стоит отметить, что несколько машин выкупило ООО «ПромСтройСервис» (ПСС). Произошло это на торгах в 2022 году. Однако в 2020 году эта фирма фактически унаследовала наиболее востребованные маршруты БПТ – № 1, 10 и 25. Уже тогда горожане заметили, что ПСС работает на тех же автобусах, что и предшественник. Тогда же «Банкфакс» выяснил, что она аффилирована с «БарнаулПассажирТранс». В прошлом единственным учредителем ПСС являлся Павел Маркелов, который до этого в Сети упоминался, как инженер БПТ.

Более того, в 2019 году «ПромСтройСервис» отсудил у «БарнаулПассажирТранса» 2,7 млн рублей долга за неуплаченную аренду транспортных средств. При этом, из материалов банкротного процесса следует, что после банкротства БПТ технику в аренду от него получал уже ПСС.

По данным портала Госзакупок, согласно контракту с комитетом по дорожному хозяйству Барнаула, заключенному в октябре 2021 года, «ПромСтройСервис» должен был обслуживать маршрут № 10 до конца 2023 года. В апреле 2022 года его расторгли. В соответствующем дополнительном соглашении указано, что фирма выполнила свои обязательства на 0 рублей. Примерно с этого же времени барнаульцы стали замечать, что автобусы № 10 пропали из города. Сегодня подвижной состав этого направления состоит из двух единиц техники, о чем свидетельствуют данные портала Traffic22. Фактически данный маршрут деградировал как минимум с октября 2021 года, то есть это продолжается около двух лет. Сегодня на нем работает ООО «Камертон», следует из информации портала открытых данных органов местного самоуправления Барнаула. На каких началах этим занимается фирма, неизвестно, контрактов с ней на Госзакупках обнаружить не удалось. При этом по городу должно курсировать 26 «десяток», а не две, как сейчас.

По контракту с профильным комитетом от ноября 2020 года «ПромСтройСервис» должен был обслуживать маршрут № 25. Предполагалось, что это продолжится до конца 2022 года. За это фирме полагалось чуть менее 22,6 млн рублей. К концу срока договор расторгли, но из упомянутой суммы перевозчик освоил лишь 17,1 млн рублей. Автобусов направления № 25 сейчас в Барнауле восемь, хотя должно быть 12. Они принадлежат ООО «Барнаульское Пассажирское Предприятие» (БПП). По данным портала Госзакупок, оно работает по контракту на 26,3 млн рублей. Горожане отмечают, что с регулярностью и частотой этих маршрутов тоже постоянно возникают проблемы.

Помимо этого, ПСС должно было обслуживать маршрут с нерегулируемым тарифом № 29. По иску профильного комитета, поданному в арбитражный суд в январе 2023 года, данный договор следует расторгнуть. Решение вступило в законную силу 28 июля после апелляции.

Между тем вышеупомянутому «Барнаульскому Пассажирскому Предприятию» в то же время, что и ПСС, достались другие маршруты «БарнаулПассажирТранса» – № 109, 109ОП и 133. Эта фирма тоже аффилирована с БПТ. Во-первых, обе организации зарегистрированы по одному адресу на улице Ткацкая, 77. Во-вторых, долгое время директором и учредителем БПП был Николай Баранов, который ранее фигурировал в СМИ как начальник колонны БПТ. Сейчас им руководит Максим Филимонов, а владеет – Олег Петрович Яблинский. Ранее ему также принадлежала доля в «ПромСтройСервисе». Сейчас вторым совладельцем последнего является Юрий Петрович Яблинский, вероятно, его близкий родственник. Более того, Олег Яблинский числился директором «БарнаулПассажирТранса» с 2012 года и до его ликвидации. На сайте мэрии указано, что после решения суда и расторжения договора с ПСС упомянутый маршрут № 29 достался «Барнаульскому Пассажирскому Предприятию».

Добавим, что во время процедуры банкротства БПТ также предоставляло БПП автобусы в аренду. Об этом говорится в материалах судебного процесса. На это указал один из кредиторов, требовавший замены конкурсной управляющей несостоятельного перевозчика Анастасии Метла в связи ее действиями, которые, по мнению заявителя, были незаконными. Он указал, что это выразилось, в частности, в нескольких эпизодах отчуждения имущества БПТ. Среди спорных моментов была передача автомобилей, а также нескольких ЛиАЗов в пользу «ПромСтройСервиса». Кроме того, управляющая не предоставляла документы по договорам аренды с БПП и ПСС, которые, по утверждению кредитора, были заключены на нерыночных условиях. В рамках судебного процесса о банкротстве рассматривалось требование о признании этих действий незаконными, но его не удовлетворили.

Подводя итог, стоит отметить, что все маршруты, отошедшие «ПромСтройСервису» после банкротства БПТ, пришли в упадок. Помимо направлений № 10 и 25, ПСС некоторое время обслуживал № 1 – все три являются одними из самых востребованных в Барнауле. На сегодняшний день в городе тоже две «единицы», хотя по расписанию должно быть 16. С ноября 2022 года этот маршрут обслуживает ООО «АлтайТрансАвто». При этом проблема с этими направлениями актуальна уже несколько лет и до недавнего времени никак не решалась, несмотря на обострение ситуации с переполненным общественным транспортом из-за закрытия моста на проспекте Ленина.

Тот факт, что маршруты № 1 и 10 являются проблемными, признают и в мэрии Барнаула. В частности, об этом заявили недавно, обсуждая закупку 41 автобуса, которые передадут создаваемому муниципальному автотранспортному предприятию и пустят по этим направлениям. Для этого губернатор Алтайского края Виктор Томенко принял решение о получении специального казначейского кредита. На приобретение подвижного состава для краевого центра выделят 684,7 млн рублей. Долгожданное для барнаульцев обновление транспорта по инициативе главы региона произойдет уже в феврале.

Вероятно, такая острая необходимость не в последнюю очередь возникла из-за банкротства «БарнаулПассажирТранса», который был одним из крупнейших перевозчиков в городе и своим крахом привел общественный транспорт города к текущему состоянию, и, что немаловажно, к переделу рынка, причем зачастую в пользу аффилированных лиц. Наблюдатели до сих пор считают резкий исход БПТ загадочным. По их мнению, истинные причины могут быть не связаны с долгами. Впрочем, в ходе судебного процесса было установлено, что признаков преднамеренного банкротства на предприятии не выявили.

Согласно последней опубликованной бухгалтерской отчетности «БарнаулПассажирТранса», на конец 2019 года, то есть до признания его финансовой несостоятельности, в нем работало 311 человек. У предприятия было 62 автобуса, еще 15 в пользовании по договорам аренды. Часть автобусов оно арендовало у мэрии. В прежние годы подвижной состав БПТ насчитывал около 100 автобусов, которые обслуживали более десятка маршрутов.

100 % акций предприятия принадлежало ЗАО Компания «СибирьАвтоЦентр». В частности, эта организация является официальным дилером холдинга «Русские автобусы», входящего в группу «ГАЗ», а также представителем других автоконцернов. Данное общество уже долгое время возглавляет депутат Барнаульской гордумы Валерий Касплер. Он же был председателем совета директоров БПТ, следует из списка аффилированных лиц акционерного общества. Таким образом фактически он являлся бенефициаром БПТ. В совет директоров входил и уже упомянутый выше Олег Яблинский. Также в нем заседал заместитель Касплера по «СибирьАвтоЦентру» Александр Курышин – отец бывшего начальника барнаульского МБУ «Автодорстрой» Андрея Курышина. Последний в апреле 2023 года получил повышение и из муниципального дорожного предприятия перешел на пост главы Железнодорожного района Барнаула.

Несмотря на то, что Касплер формально ушел с рынка пассажирских перевозок, он продолжает выступать экспертом в данной отрасли. Например, мундеп продолжает рассуждать на тему того, как вывести общественный транспорт Барнаула из кризиса и периодически лоббирует повышение стоимости проезда.

Также барнаульские перевозчики отмечали, что БПТ получал миллионные дотации от мэрии. В 2018-2019 годах компания пыталась отсудить у администрации города около 18 млн рублей. Согласно материалам арбитражного процесса, фирма настаивала, что ей должны компенсировать перевозку пенсионеров по проездным. Тогда власти города отмечали, что такие меры для перевозчиков не предусмотрены. Кроме того, чиновники подчеркивали, что в 2017 году предприятие получило субсидию из бюджета в размере 55,2 млн рублей на возмещение выпадающих доходов. В тот же год в рамках муниципальной преференции из казны ему досталось еще почти 14 млн рублей. В удовлетворении требований БПТ отказали. Не исключено, что компания могла обанкротиться, в том числе из-за прекращения бюджетных вливаний со стороны мэрии Барнаула.

Напомним, что в 2016 году «БарнаулПассажирТранс» попал в уголовный скандал. Тогда сообщалось о возбуждении дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). Предполагалось, что разбирательство касалось возможного хищения бюджетных субсидий, предоставляемых БПТ за перевозку льготников и обслуживание социально-значимых автобусных маршрутов. Чем завершилось данное разбирательство, неизвестно.

Фото: администрация Барнаула