Пт. Май 17th, 2024

На что годится новый школьный учебник по истории России?

На что годится новый школьный учебник по истории России?

Фото: скриншот видео из официальной группы ТАСС в соцсети VK

В «Континенте Сибирь» неоднократно комментировалось качество обоснования текущих событий, которое производит идеологическая машина российского официоза. Зачастую оно вызывает множество нареканий у вполне лояльных участников экспертного сообщества (последний пример). Изучим стилистику и содержание очередного выданного на-гора продукта.

С 1 сентября историю в школах начнут преподавать по новому комплекту учебников. Его авторы: помощник президента, председатель РВИО Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Из линейки больше всего внимания привлек учебник по «Истории России» с 1945 года для 11-х классов с разделом про специальную военную операцию.

Как составители рассказывают о СВО и других событиях, произошедших в России при Путине?

Новый единый учебник по истории станет одним из кирпичиков системы «суверенного образования». Поэтому, по словам Анатолия Торкунова, в нем «даны оценки, которые сегодня государство дает событиям последнего времени». Как в учебнике описывают политическое развитие России с 2000 года и сопряженные с ним вызовы?

Ключевые тезисы разделов об истории России с 2000 по 2022 гг.:

  • Расширение полномочий федерального Центра повысило эффективность управления и «отстранило от принятия решений олигархические группировки»;
  • Урегулирован кризис в Чечне. При этом авторы напоминают, что среди террористов было «немало» украинских националистов;
  • Закрепление нового гимна и герба «символизируют преемственность и непрерывную тысячелетнюю историю» страны;
  • В 2008 году Россия успешно «принудила» Грузию, «первую антироссийскую торпеду», к миру;
  • Основа реформ первых двух сроков Владимира Путина и президентства Дмитрия Медведева — «сохранение стабильности в стране»;
  • После присоединения Крыма в обществе преобладает «патриотическое восприятие прошлого и настоящего»;
  • Разочаровавшись в возможности «равноправного диалога с Западом», Россия берет курс на сотрудничество со странами БРИКС;
  • США и НАТО стремятся к «созданию хаоса и нестабильности» внутри России и у ее границ, пытаются организовать в странах СНГ «цветные революции»;
  • На роль «главного тарана» против России подготовили Украину.

Особенности изложения

Для воспитания у школьников «гражданской идентичности и патриотизма» и запоминания всех этих тезисов авторы используют разные приемы.

На что годится новый школьный учебник по истории России?Скриншот из учебника

Один из них — постоянное присутствие враждебного «Другого». В разделах учебника, посвященных 2000 – 2022 гг., роль такого вечного антагониста играет «коллективный Запад». Текст испещрен его упоминаниями в разных, преимущественно негативных, контекстах: «США» встречаются пятьдесят восемь раз, «НАТО» тридцать, а «Запад» — пятьдесят четыре раза. А в общем содержании количество ссылок на «США» приближается к тремстам.

На что годится новый школьный учебник по истории России?

Видим в пути не императора. Дорогу государю торит лорд-трейдер

Менее заметный прием — содержание рубрики «Портрет на фоне эпохи». В краткой биографической справке авторы рассказывают о жизни известных ученых и лидеров страны. В основном такие описания безэмоциональны, но встречаются тенденциозные уточнения. Например, в тексте про Бориса Ельцина факты разбавляются комментарием, что он «для поддержания имиджа ездил на работу на троллейбусе». При этом среди всех сводок только в описание Владимира Путина составители добавили цитату. В ней действующий президент сообщает, что долгое время жил как «рядовой нормальный человек».

Еще один прием — умолчание. В учебнике вы не встретите даже негативного упоминания массовых протестных акций 2011-2012 гг. и каких-либо иных подробности смены власти в 2012 году. Авторы лишь замечают в конце параграфа про Дмитрия Медведева, что 4 марта 2012 года президентом избрали Владимира Путина. Решение действующего главы государства не выставлять свою кандидатуру после первого президентского срока – довольно редкий случай в мировой политической практике. Казалось бы, такое решение Дмитрия Медведева требует хотя бы короткого объяснения. Но оно отсутствует – предоставляя школьникам самим додумывать на этот счет. Ни слова нет в учебнике и о митингах 2020-2021 гг. — даже в качестве происков внутренних врагов. В главе об истории РФ слово «митинг» встречается только на подписях фотографий шествий по случаю присоединения Крыма. Вычеркнули из повествования и досадный допинговый скандал после Олимпиады в Сочи.

На что годится новый школьный учебник по истории России?

Будет ли работать указ президента о поддержке традиционных ценностей? Между соборностью и сошпротностью

Изменение шрифта помогает авторам выделить в тексте мысль или яркую цитату. В учебнике внимание читателя приковывают к рассуждениям Владимира Путина о невозможности однополярного мира, к культовой фразе Сергея Бодрова «у кого правда, тот и сильней» и, конечно, к ключевым определениям. Например, к понятию «украинский неонацизм» и его трактовке. Правда, выделение слова «немыслимое» при описании блокировки российских активов на Западе своей эмоциональностью скорее путает читателя, чем фокусирует его внимание. Или, возможно, это отсылка к плану «Немыслимое» 1945 года в другом фрагменте главы. Спорным такой прием делает не только излишняя эмоциональность — не каждый школьник поймет, почему произошло «снова» нечто «немыслимое».

На что годится новый школьный учебник по истории России?

На что годится новый школьный учебник по истории России?Скриншот из учебника

На презентации новых учебников Владимир Мединский отметил, что в них «значительно меньше чисел, дат, статистики и больше рассказов о людях и событиях». Поэтому читать их будет легче. Но отрывистые и эмоциональные предложения не только упрощают повествование. Слова «укронацисты» и «антироссийская истерия» роднят учебник с политическими ток-шоу. Как итог, учитель скорее дублирует «то, что говорят по телевизору», чем преподаёт историю. Всё-таки исторический взгляд на события и текущие политические комментарии не совсем одно и то же.

А чтобы ученик точно все «правильно» понял, ему предлагают вопросы, уже в формулировке содержащие явный намек на ответ. Например, авторы просят «доказать, что политическая система России в 2012 – 2022 гг. отличалась «преемственностью и стабильностью». В других местах нужно привести примеры «фальсификации истории» странами Запада и обозначить, «почему именно Украина играет ключевую роль в идеологическом противостоянии России и Запада». Такие вопросы-аксимомы схематизируют картину мира школьника, делают ее черно-белой.

На что годится новый школьный учебник по истории России?Скриншот вопросов из учебника Заключение

В конце главы о истории Российской Федерации авторы пишут, что «мы живем в сложное, переломное время». Поэтому «разброс мнений в обществе» естественен. И наставляют школьников: «жизнь всегда сложнее, чем любые идеологические или журнально-газетные штампы». Но эмоциональные упоминания «враждебных сил», умолчания и вопросы, ориентирующие на единственно правильный ответ, лишают учебник того самого «разброса мнений».

Не существует учебников, полностью свободных от идеологии. Особенно уязвима для политического влияния история — наука, связанная не только с фактами, но и с их интерпретациями. Тем ценнее, если учебник не порождает новые штампы, а вовлекает в обсуждение страниц прошлого и развивает самостоятельное мышление, а впрочем, мышление никаким другим и не бывает. Крайней формой повествования, сплетенного из необсуждаемых оценочных суждений, выданных за объективную истину и приписанных государству, станет реинкарнация сталинского «Краткого курса».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте». Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

ksonline.ru