Deprecated: The mbstring.func_overload directive is deprecated in Unknown on line 0
В четырёх стенах - КАПИТАЛ 22
Пт. Сен 20th, 2024
В четырёх стенах

«Дизайн интерьеров – абсолютно не затратен». Татьяна Кондратенко, автор интерьеров многих заведений Барнаула, рассказывает, почему суши-бары – благодать для архитектора, как «построить» матёрого строителя, и какой нужен стартовый капитал для дизайн-мастерской.

— Подозреваю, что интерес к дизайну породили художественная школа или архитектурный вуз?

— Архитектурно-строительное образование, конечно, очень помогло. Но я и дополнительно училась дизайну, ездила на многочисленные стажировки и выставки. На пятом курсе со всеми идеями и наработками меня приняли на работу в крупную строительную компанию в Новокузнецке. Во время моей учебы в университете начал активно развиваться дизайн интерьеров: строились кафе, рестораны, жилые дома, и для каждой категории разрабатывался свой интерьер. Тогда казалось, что всё сложно, не было понимания, кто это придумывает и воплощает. Я эстет, и от красивых интерьеров у меня захватывает дух и бегут мурашки по коже. Уже потом, получая даже небольшие деньги, но большой опыт, думала: какая я счастливая – столько радости и удовольствия от работы получаю, а мне еще за это платят. Считаю, что занимаюсь не бизнесом, а искусством. Сейчас развиваю свою команду. На постоянной основе у меня два дизайнера-архитектора.

[one_half last=”no”] Татьяна Кондратенко — закончила СибГИУ в Новокузнецке, начинала работать в строительной компании. Переехала в Барнаул и основала собственную мастерскую по дизайну интерьеров. Специализация — рестораны, бары, кафе, коттеджи, квартиры. Резидент Алтайского бизнес-инкубатора с 2013 года. [/one_half]— Получается, что и вы только начинали работать, и рынок, заказчик ещё формировался?

— Да, всё так. Конечно, было трудно, так как работы в компании – непочатый край, а опыта не было. Генеральный директор сразу предупредил: «Бросаю тебя в море, выплывешь сама – поплывешь, не выплывешь – значит, не судьба». Помимо создания проекта (придумать, нарисовать, начертить), продумывала схемы работы, общения с заказчиками и строителями.

— Например, какие схемы?

— Если встречаешься с заказчиком, я стараюсь выспаться, быть в хорошем настроении, надо хорошо выглядеть, уверенно разговаривать. Это нужно, чтобы заказчик тебе поверил, и если один раз пришёл, то потом уже никуда не ушёл. А со строителями, я поняла, нужно общаться жёстко, приходить с каменным лицом, чтобы они слушались, не позволяли себе лишнего. Чтобы не задавали лишних вопросов – то есть, деловые рамки ставить. Первое время отношения со строителями легко не давались.На первом объекте совершила все ошибки, какие только можно: унитаз поставила не там, где надо, розетки попадали в тумбочки, зеленый оказался недостаточно зеленым. Бывало, неправильно рассчитывала количество материалов. Потом стало значительно легче.

— Каков был первый заказ?

— Мой первый заказ – это квартира для детей одной очень известной семьи в Новокузнецке. Повезло, что первый объект был сразу такого уровня – без материальных ограничений. А когда поднабралась опыта, сарафанное радио начало работать и говорить о моих проектах, я постепенно ушла в свободное плавание.

Выяснилось, что начинать дело в дизайне интерьеров совсем не затратно: никаких особенных вложений не нужно, главное – чтобы были способности, а дальше постепенно нарабатывать опыт и связи.

— Расскажите о наиболее сложном или интересном проекте? Что это было?

— Одним из самых сложных и в то же время интересных проектов стал стейк-хаус «Ленинград» в барнаульском ТРЦ «Европа» (на заглавной фотографии – прим. «Капиталист»). Интересен он потому, что заказчик предоставил полную свободу действий. Задача была – сделать оригинальный брутальный пивной ресторан. Сложность заключалась во множестве элементов и их воплощении в жизнь. Возникали неприятности со стройматериалами: например, в виде гнилого дерева для отделки стен, приходилось снимать элементы и переделывать заново. Изготовитель деревянной мебели не уложился в сроки и сильно подвел, из-за чего открытие ресторана пришлось перенести. Камень для барной стойки оказался бракованным. В итоге строительство ресторана получилось и долгим, и очень тяжелым. Но результат того стоил, за этот объект у меня два диплома: на международном конкурсе «Объективность внутри 2013» — второе место, и ещё я стала финалистом международного архитектурно-дизайнерского конкурса Pinwin, получила многочисленные положительные отзывы от зарубежных и российских коллег. Сейчас делаю объекты в Новокузнецке, где родилась, для Барнаула, где живу, и для Новосибирска. Это кафе, рестораны, коттеджи, квартиры.

0x800-6987099739
Суши-бар «Икра» в Барнауле

— Заметил, что среди объектов в вашем портфолио – много суши-баров. Почему?

— Это просто так совпало. Просто в определённый момент они стали очень популярны. Рестораторы поняли, что на них можно неплохо зарабатывать, вот и строили их активно. Кроме того, я работала с заказчиком, который строил эти самые суши-бары. В общем, попала в струю. Но делала я и кофейни, и бары, и рестораны.

— Сколько вообще может стоить хороший дизайн помещения?

— Естественно, зависит от сложности проекта, площади помещения, его назначения, материалов, из которых будет всё выполняться. Я у себя на сайте даже сделала специальный калькулятор, который может помочь заказчику просчитать предварительно смету. Там можно посмотреть, сколько стоит концепт дизайна, сколько проектная документация и полный дизайн-проект. Если говорить про рестораны и бары, над которыми я работала, то были и те, дизайн которых стоил 80 тысяч рублей, были и за 220 тысяч рублей.

— Много ли в Барнауле компаний занимаются дизайном интерьеров, в том числе баров, ресторанов? Кажется, что конкурентов много не должно быть.

— Много дизайнеров-фрилансеров, много дизайнеров интерьеров, также есть архитектурные студии. Но, в основном, они занимаются жилыми интерьерами, общепит проектируют немногие. Кроме меня, в этом узком сегменте – рестораны-бары-кафе – активно и целенаправленно работает, пожалуй, только Иван Боженко.

— Есть в Барнауле и крае места, которые бы вы похвалили за интерьер?

— Не скажу, что в регионе есть много мест, интерьер которых мне бы нравился на сто процентов. Беру пример я больше с западных коллег. Мой день начинается с просмотра интернет- ресурсов, посвященных архитектуре, дизайну. Отслеживаю тенденции развития, посещая различные выставки в России и за рубежом, тем самым вдохновляюсь на создание новых объектов.

— Ikea не вдохновляет?

— Я хорошо отношусь к Ikea. Даже использую некоторые предметы оттуда, но только таким образом, чтобы этого не было видно. Например, это могут быть ножки для столов в кафе, текстиль или полотенца для рук в суши-баре. В плане остального – есть партнеры, с которыми я сотрудничаю. Вся мебель (мягкая и корпусная) выполняется по моим эскизам на местной фабрике. Также есть фабрика по производству светильников в Подмосковье, с ними я работаю не первый год. Люблю разрабатывать для заказчиков и индивидуальные предметы интерьера.

0x800-6091829779
Ресторан «Рыба.Рис» в Барнауле

— Зачем вам, уже более-менее состоявшемуся предпринимателю нужно было становиться резидентом бизнес-инкубатора? «Рыба.рис», «Икра» ведь уже давно запускались, стало быть, вы – уже зарекомендовавший себя стартап.

— В инкубаторе дружественная атмосфера, интересное разноплановое общение, и в то же время хорошая информационная поддержка. За этим и пошла.

— Есть какой-то максимум, чего хотелось бы добиться? Наверняка мечтаете делать дизайн для ресторанов Новикова в Москве?

— Хочу заниматься не только проектированием, а сдавать все объекты «под ключ», с цветочками и тапочками. Когда я делаю ресторан, непременно отслеживаю все этапы строительства, заказываю мебель, светильники, слежу за сроками и качеством отделочных работ. Всегда присутствую в заведении перед открытием: слежу за расстановкой мебели, все аксессуары люблю расставлять сама. И результат, конечно, получается лучше, чем если у меня просто заказывают проект и потом всё делают сами. Такой схемы работы я и хочу добиться на всех объектах. Присутствие заказчика должно быть минимальным: каждый занимается своим делом. Согласовываются проект и сметы — дальше уже идёт моя работа, чтобы все было как на 3D-картинке, в установленные сроки. Очень хочу развить штат сотрудников и создавать не только рестораны и загородные дома, но и дизайн-отели за рубежом. Хочу интересных не боящихся экспериментов заказчиков. А где они будут – уже не так важно.