Пн. Май 20th, 2024

«Многие регионы не очень правильно понимают задачи рейтинга инвестиционной привлекательности»

«Многие регионы не очень правильно понимают задачи рейтинга инвестиционной привлекательности»

Сегодня на Петербургском экономическом форуме презентуют Национальный рейтинг инвестклимата в регионах. Какое место займёт в нём Алтайский край, зачем нужен рейтинг — «Капиталисту» рассказал руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Сибири Илья Воронов.

— Илья Владимирович, какие цели преследуют организаторы проекта? Почему это не простой список регионов от одного до 85-и?

— Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации – это совместный проект Агентства стратегических инициативи ведущих деловых ассоциаций. Среди них – «Деловая Россия», «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей иТоргово-промышленная палата РФ. А начиналось все с обсуждений одной непростой проблемы: об инвестиционном климате много говорили, но каково его состояние в регионах, представляли плохо. Инструмента его измерения не было, а, значит, не было стимула к изменениям.

Какие цели преследует рейтинг? Первое и самое главное: оценить состояние инвестиционного климата и понять, насколько эффективна деятельность региональных органов власти по его улучшению.

И, замечу, понять с объективной точки зрения. Затем найти лучшие практики по привлечению инвесторов и созданию нужных условий для предпринимателей. И, конечно, стимулировать к распространению этих практик на другие регионы. То есть рейтинг не заканчивается ранжированием. Это инструмент, который помогает найти готовые решения тех или иных проблем. Для чего впоследствии и создавался сборник лучших практик Национального рейтинга-2014. Там описаны истории успеха регионов по развитию институтов для бизнеса, расширению инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства и даже указаны контакты ответственных лиц, которые в своем регионе внедряли указанные проекты.

— Что представлял из себя пилотный проект Нацрейтинга-2014 и каковы его результаты?

— Пилотный проект запускался в 21-м регионе, которые были отобраны среди всех федеральных округов. Все они на текущий момент имели разный уровень экономического развития. В качестве исходных данных для рейтинга использовалась ежегодная статистика федеральных и региональных ведомств. Кроме того,были проведены опросы более 500 предпринимателей в каждом регионе, не менее 20 местных экспертов в каждом субъектедали свою оценку по предложенным показателям.

Всего было определено 50 показателей по четырем основным направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства.

Наибольшее число вопросов всегда вызывает направление «Регуляторная среда». Оно посвящено оценке времени (буквально в днях) и количеству процедур, которые необходимо пройти предпринимателю, например, при регистрации прав собственности, подключении к энергосетям, получении различных разрешений. Полученные показатели по этому направлению вскрыли колоссальную разницу. Так, время получения разрешения на строительство в «пилотных» регионах составляло от 40 до 340 дней. Наименьший срок был зафиксирован в Республике Татарстан, а, например, Алтайский край попал в середину рейтинга. По совокупным результатам Алтайский край вошел во вторую группу регионов, что условно можно приравнять ко второму месту. И это хороший результат.

В целом, полученные оценки наглядно показали, что важно смотреть не только на статистику, но и уделять внимание удовлетворенности представителей бизнеса. Так, рейтинг прошлого года выявил регионы с высокими показателями притока инвестиций, но низкими оценками предпринимателей качества предоставления госуслуг, уровня работы институтов, созданных на территории субъекта.

— В пилотный проект попало три региона Сибири: Алтайский край,Красноярский край и Томская область. По какому принципу производился отбор?

— Регионы рассматривались по двум аспектам. Во-первых, наличие профильных деловых объединений, в том числе региональных филиалов ассоциаций, которые выступают соорганизаторами Национального рейтинга, а также качество их работы на местах. Во-вторых, это степень активности внедрения в регионе проектов АСИ, в частности, инвестиционного стандарта. На основе этих данных решение принимала администрация Президента РФ. То есть попасть в «пилот» – это уже определенный показатель.

— Чем Нацрейтинг-2015 будет отличаться от пробного проекта?

— Он будет полномасштабным, то есть представит оценку всех 85 субъектов нашей страны, но методология исследования останется прежней. Плюс с учетом первого опыта доработан набор показателей, по которым произведена оценка.Например, добавлен такой показатель, как «Эффективность процедур по подключению к газопроводу». Часть параметров исключена в связи с малой актуальностью. То есть сравнение результатов пилотного рейтинга и рейтинга, который нам вскоре объявят, не совсем корректно. Чистый анализ результатов мы сможем увидеть в следующем году, когда будет реализован второй полномасштабный проект.

— Что делать, если регион оказался в аутсайдерах?

— Если коротко, то жить дальше, работать, изучать опыт лидеров и внедрять его.

На мой взгляд, на сегодняшний момент многие регионы не совсем правильно понимают задачи рейтинга. Это не повод для применения репрессий к региональным органам власти. В первую очередьэто инструмент, которым надо уметь грамотно пользоваться.

По опыту прошлого года могу сказать, что нет региона, где все хорошо. Лидер большинства параметров – Калужская область – тоже имеет свои слабые стороны. И это нормально. Важно не замалчивать проблемы, их нужно доносить до профильных ведомств и искать инструменты для изменений. Сборник лучших практик нацрейтинга, дорожные карты, мнение предпринимателей в помощь. Рейтинг – это возможность узнать, насколько легко вести бизнес в регионе, что уже работает хорошо, а что нужно срочно менять.

Фото — tass.ru