Пт. Янв 24th, 2025

Алтайский следком определил статус Виталия Манишина в уголовном деле «политеховского маньяка»

Руководитель СУ СКР по Алтайскому краю Игорь Колесниченко подтвердил в интервью «Московскому комсомольцу на Алтае», что Виталий Манишин имеет статус подозреваемого в деле о серии громких убийств абитуриенток АлтГТУ им. И. И. Ползунова, совершенных в 2000 году. До этого в ведомстве, комментируя тему, не раскрывали информацию о связи задержанного с этими преступлениями.

Ранее в СУ СКР по Алтайскому краю сообщали только об одном убийстве, обвинение в совершении которого предъявлено Манишину. Следствие полагает, что он в 1989 году в селе Зеленая Дубрава Родинского района при попытке изнасилования убил 17-летнюю девушку, с которой познакомился в одной компании. Спрятанные останки убитой правоохранители обнаружили спустя год. А убийцу так и не смогли найти, несмотря на проведенный опрос компании молодых людей, в которой погибшую видели в последний раз. По словам Колесниченко, Манишин тогда дал объяснения, будто вся компания пошла докупить спиртного, а он и та девушка, оставшись вдвоем, якобы не стали дожидаться друзей и разошлись по домам. «30 лет назад работали другие люди. Тогда не получилось доказать его вину. Своих первоначальных показаний Манишин придерживался и после того, как его задержали (в мае текущего года – прим. ред. БФ). Однако следователи заново опросили свидетелей, провели комплекс следственных действий, в том числе исследование на полиграфе», – рассказал руководитель краевого следкома.

Также Колесниченко, наконец, пролил свет на отношение Манишина к делу «политеховского маньяка»: выяснилось, что мужчина имеет по нему статус подозреваемого. До этого в краевом следкоме не подтверждали высказываемые в публичном поле догадки о том, что Манишин мог быть задержан, в том числе и в связи с этими убийствами. Правоохранители ограничивались формулировкой о том, что устанавливают возможную причастность мужчины к совершению иных особо тяжких преступлений. Однако информацию инсайдеров о будто бы признательных показаниях Манишина Колесниченко пока не подтвердил, отметив лишь, что с подозреваемым «есть контакт». «Виновен ли человек в этих преступлениях – установит суд. На данном этапе утверждать, что мы работаем с каким-то маньяком, неправильно», – сказал следователь.

Напомним, речь идет о громкой серии убийств, произошедшей летом 2000 года. Тогда пропали пять абитуриенток политеха: Юлия Тихтиекова, Лилиана Вознюк, Ольга Шмакова, Анжела Бурдакова и Ксения Киргизова. Девушкам было по 16-17 лет. Позже в лесополосе у поселка Южного были обнаружены педантично разрезанные на квадратики вещи Ксении Киргизовой, которая пропала последней, а еще через месяц в Калманском районе, за селом Шадрино (где живет Манишин) нашли ее останки. Затем обнаружили тела и других абитуриенток. СМИ сообщали, что в Калманском районе находили останки и других женщин, пропавших в тот же период. Это были мамы студенток других вузов. Они приезжали в Барнаул, чтобы навестить дочерей, но домой не вернулись. Там же были найдены останки студентки из Тувы, которая пропала еще в 1999 году. В 2001 году здесь обнаружили Ольгу Шмакову и Юлию Техтиекову, а в 2002 году – Лилиану Вознюк.

Тогда было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух или более лиц), но предварительное расследование по нему приостановили, поскольку следствие зашло в тупик. Основной подозреваемый на тот момент – продавец обуви Александр Анисимов – признался, что представлялся абитуриенткам доцентом несуществующей технической кафедры и предлагал помощь в поступлении, чтобы облегчить знакомство. Он написал явку с повинной, а потом в камере предпринял неудачную попытку покончить с собой. Он все же довел свой план до конца во время следственного эксперимента, где опознавал скупщика золотых вещей с убитых девушек. После его смерти у сотрудников были основания сомневаться в виновности подозреваемого. Об этом, в частности, говорил генерал-майор Николай Турбовец, который в последнее время возглавлял новосибирскую полицию, а ранее занимал пост главы УВД по Барнаулу.