Ряд транснациональных компаний объявил о прекращении инвестиций в России и увеличении стоимости средств гигиены и бытовой химии. Как это повлияло на рынок, можно ли заменить привычные товары и не пора ли покупать хозяйственное мыло и стиральную доску? Обо всем этом мы поговорили с генеральным директором торговой сети «Новэкс» Ольгой Марковой.
Ольга Маркова. Новэкс. Анна Зайкова.
Как отмечает Ольга Маркова, стоимость товаров в сети повысилась на 30%. Подросла в цене и продукция местных производителей. «Даже они используют импортные компоненты: дозаторы, энзимы, отдушки», — говорит она.
Ольга Маркова,
генеральный директор компании «Новэкс»:
Повышаем цены только тогда, когда это делает производитель. Мы не можем их не повышать. Резкие скачки делим на несколько этапов. К примеру, если у изготовителя стоимость растет на 40%, то у нас — сначала на 20%, а через две недели еще на 20%.
Чтобы задержать повышение стоимости, компания стремится получить продукцию по старым ценам. «Вся работа отдела закупок была заточена на то, чтобы купить остатки — у производителей, дистрибьюторов, крупных оптовиков», — объясняет собеседница.
Так что товары с полок не исчезнут — в отличие от разнообразия скидок на них. «Большая часть желтых ценников — инициатива производителей, которые проводили акции для покупателей через нашу сеть. Теперь, по просьбе партнеров, мы ежедневно убираем эти ценники. На апрель еще немного акций есть, с кем-то удалось договориться, к тому же была проведена реклама. На май пока пусто», — говорит Ольга Маркова.
Покупатели стали запасаться стиральными порошками, товарами женской гигиены, чистящими средствами и хозяйственным мылом. Как отмечает Ольга Маркова, дефицита категорий целиком нет, полки заполняются товарами. «Лишь отдельные позиции могут выпадать. Например, у производителей может не быть отдушки „Свежести горного ветра“ для порошка, но это не значит, что не будет самого порошка», — отмечает она.
По словам генерального директора, официальной информации о снятии товаров с производства нет. «Мы в плотном контакте с изготовителями, понимаем, что есть сложности с некоторыми компонентами, — объясняет гендиректор. — Сейчас все работают на то, чтобы их добыть с помощью выстраивания новых логистических цепочек. Дефицита какой-либо категории в целом точно не будет».
8 марта компания Procter & Gamble сообщила, что продолжит продажи в России только «средств базовой гигиены». Ольга Маркова с улыбкой замечает: «Многие производители делали громкие заявления, что оставят только „базовое“, но при этом у них в ассортименте только такое и есть. Видимо, в большей степени это политическая игра, которая к реальным делам отношения не имеет. Никто из производителей до сих пор не объявил о выводе каких-либо товаров из ассортимента. Ни одной позиции не ушло».
Бийская компания «Химэкс плюс», изготавливающая бытовую химию, объявила, что открывает новую этикетировочную линию, которая позволит вдвое увеличить объем производства. В ассортименте «Новэкса» есть их паста для стирки, но, по словам гендиректора, она не пользуется большой популярностью.
Значительную долю в бюджетном ценовом сегменте занимают продукты другого алтайского производителя — «Ренессанс Косметик». Он выпускает бытовую химию под торговыми марками «Brand», «Выгодная уборка» и товары гигиены «Для всей семьи», «Larossa», «Ecotherapy» и другое.
Ольга Маркова,
генеральный директор компании «Новэкс»:
Мы и собственные торговые марки производим у «Ренессанса». Будем ли расширять ассортимент алтайских товаров — сильно зависит от спроса. Если поймем, что покупатели действительно переключились на низкий ценовой сегмент, то местные производители — первые, к кому мы обратимся. Пока наблюдаем только ажиотажный спрос на все товары. Берут не только дешевое.
Уже несколько лет «Новэкс» расширяет ассортимент азиатской бытовой химии и косметики. Ольга Маркова признает, что это — нишевые товары.
«Это эконаправление, высококачественные бесфосфатные продукты. Не массовый спрос, безусловно, но имеет своего покупателя. Надо сказать, что они довольно высокого ценового сегмента. Поэтому я не думаю, что спрос на такую продукцию будет расти», — отмечает она.
Также «Новэкс» несколько лет продает и белорусскую косметику. «Можно ли заменить Max Factor на Belor Design? Вряд ли. Но если придется, то будем пользоваться и белорусскими товарами. Однако не думаю, что это случится», — говорит Ольга Маркова.
По сравнению с аналогичным периодом 2021 года, трафик в магазинах «Новэкс» в марте вырос на 9%. Это цифра не кажется внушительной, пока не посмотреть на данные по отдельным дням.
Если до 8 марта со всеми его праздничными покупками рост числа покупателей в среднем составлял +1%, то после этой даты и громкого заявления Procter & Gamble — от +11 до +17%. Показатель держится на этом уровне до сих пор.
Но это временно, отмечает гендиректор. В дальнейшем перспективы такого аномального роста трафика в компании не видят.
Ольга Маркова,
генеральный директор компании «Новэкс»:
Повышения спроса мы, конечно, не ожидаем. Потому что оно обусловлено ростом доходов, которого не происходит. Сейчас люди сделали закупки на некоторое время. Понятно, что человек с полугодовым запасом порошка стирать в два раза чаще не станет. Ему потребуется израсходовать продукт, поэтому ждем падения. Насколько оно будет глубоким — не берусь прогнозировать. Кризис сегодня больше политический, чем экономический. Влияние внешних факторов вне нашей зоны контроля предсказать сложно.
При самом худшем сценарии, то есть, сильном падении спроса, «Новэкс» как и любая другая фирма станет сокращать затраты: приостановит запуск новых проектов и открытие магазинов.
1. Хозяйственное мыло — в 2,5 раза.
2. Товары женской гигиены — более чем в 2 раза.
3. Средства для стирки — в 2 раза.
— Покупатели будут «охотиться» за офисной бумагой. Ее стоимость значительно увеличилась. Производители говорят, что активно работают над заменой импортных компонентов. Возможно, бумага станет менее белой.
Также товары для посадки, выращивания и консервирования, как правило, в кризис продаются лучше. Люди понимают, что заготовками они точно обеспечат себе продовольствие. Уже сейчас рост продаж семян больше, чем мы закладывали. К сезону консервирования все готово: банка есть, крышка есть — и уже в магазинах. Дефицита точно не будет — все это изготавливают в России.
— Мы запустили новый проект по установке касс самообслуживания. Планировали закупать фискальные регистраторы и мониторы и встраивать их в собственную стойку. В тестовом режиме это работает в «Новэксе» на Социалистическом проспекте. Позже поступила информация о дефиците касс. Пока приняли решение уже закупленное оборудование использовать для открытия новых магазинов. Его хватит где-то на 30 филиалов. Если ситуация улучшится, возобновим установку в действующих.
К слову о новинках — в логистическом центре мы недавно открыли сортировочную линию российского производства с отечественным ПО.
— Чеки мы продолжим выдавать — закупили полугодовой запас кассовых лент. В апреле запустим приложение, где будет возможность получить электронный чек.
— Крупные производители бытовой химии и косметических товаров доставляют товары в основном автотранспортом. Импорт из Китая приходит контейнерными поставками морем во Владивосток. Сейчас крупные контейнерные перевозчики объявили, что не будут сотрудничать с Россией, но наши логистические провайдеры с ними и так не работали. Все, что планировали, привезем.
Ювелирная мастерская «NewServiceSystems», расположенная в городе Барнаул, предлагает широкий спектр услуг по ремонту и восстановлению…
Все мы хотим проснуться первого января в отличном настроении, но при этом не можем обойтись…
Это районная библиотека и Центр культуры и досуга. Что изменится после масштабных ремонтов? vesti22.tv
Итоги телевизионного года в действии – самые результативные сюжеты 2023-го. vesti22.tv
Что предлагают продавцы, и как безопасно встретить 2024 год? vesti22.tv
Журналисты программы «Вести Алтай» поздравляют жителей края с наступающим Новым годом. Спасибо, что в 2023-м…