«Книжный бизнес ожидают серьёзные перемены». Кемеровчанин Алексей Поляков бросил работу руководителя телеканала и открыл книжный магазин. Начинающий бизнесмен считает, что может сделать местный «Озон» и «Топ-книгу» одновременно.
— Алексей, каково это – открывать книжный стартап, когда профильные магазины закрываются, а все говорят об упадке печатного рынка?
[one_half last=”no”]Алексей Поляков – выпускник КемГУ, по образованию политолог. Работал на областном телевидении Кузбасса – редактором и директором телеканала. В 2014 году открыл книжный интернет-магазин деловых, познавательных книг и сувениров «Атмосфера»[/one_half]— На мой взгляд, офлайновый книжный рынок в Кемерове, как и везде в России, находится в состоянии анабиоза, это связано с несколькими объективными причинами. Во-первых, переход на цифровые носители – электронные книги, смартфоны и так далее. Во-вторых, не совсем верный ассортимент, предлагаемый магазинами. В-третьих, высокие цены на книги как следствие больших издержек физического магазина. Отсюда и заметный рост доли крупных онлайн-игроков в книжной сфере – «Озон», «Лабиринт» и других. Ведь они могут предложить сумасшедший ассортимент и очень приятные цены ввиду отсутствия известных расходов.
— Сказали про «не совсем верный ассортимент» офлайновых книжных. А какой – верный?
— Наверное, я немного не правильно выразился. Точнее будет – ассортимент, не отвечающий запросам потребителей. Иначе покупатель бы не уходил в крупные интернет-магазины.
— В общем, о формате магазина долго не размышляли и вышли в онлайн?
— Есть ряд «но» и в онлайн-торговле. Главное – это конечно, отсутствие опыта, традиции и привычки у людей совершать покупки в интернет-магазинах. Особенно это касается людей за 30. Здесь, на периферии, нам еще предстоит большая работа. Второе – это необходимость ожидания своего заказа. Наш потребитель чаще привык получать товар сейчас, нежели завтра или через несколько дней. Даже в нашем магазине, где мы гарантируем доставку в течение 24 часов, люди хотят получить его быстрее. И получают, мы стараемся. И пожалуй, третий недостаток – это принцип «деньги вперед». Чаще федеральные интернет-магазины работают по 100% предоплате: то есть, человек отдает деньги, а потом только получает товар. А все схемы с возвратом денег за неполученный или некачественный товар хоть работают, но все же отпугивают покупателя своей сложностью.
Книжный магазин «Атмосфера» специализируется на бизнес-литературе: сейчас она особенно популярна.
— Вы учли все эти недостатки и..?
— Мы проанализировали все недостатки офлайн-магазинов, крупных федеральных игроков и выстроили набор своих преимуществ, сформулировав очень короткий и простой принцип: бесплатно, удобно, быстро. Бесплатная доставка по городу Кемерово на все заказы. Удобная система оплаты заказа, есть возможность оплатить его непосредственно в момент получения, наличными курьеру. Быстрая доставка по городу Кемерово в течение 24-х часов с момента оформления заказа.
— Каких вложений потребовал такой проект?
— Пока обходимся собственными накоплениями, вложили порядка 500 тысяч рублей. Над проектом мы работаем вместе с партнёром. В будущем, думаю, неизбежно придется прибегать к займам, это нормально, без этого развития не будет.
— Что из себя представляет ваша «Атмосфера» сейчас?
— Характеристику мы заложили в наш слоган: «Удивительный книжный. И не только». Идея была в том, чтобы сделать не просто книжный, но магазин, товары которого удивляют и радуют. А все вместе создают неповторимую и новую для нашего города атмосферу. Проекту «Атмосфера» месяц с небольшим, и пока рано говорить о штате и большой структуре. На сегодняшний день есть только сайт, склад и служба доставки. В ближайших планах открытие торговой точки, которая совместит функции пункта самовывоза товаров. Поставщики – это непосредственно книжные издательства и сами производители, если говорить о подарках и канцелярии.
— Про поставщиков расскажите? Насколько они вообще охотно сотрудничают с такими стартапами вроде вашего?
— Издательства всегда открыты и рады работать, если вы платите деньги. А деньги платить придется. На первом этапе сотрудничества все без исключения работают по предоплате.
Только зарекомендовав себя, можно будет вести переговоры об отсрочках и схемах с продажей под реализацию. Что касается тех, с кем мы работаем – это достаточно крупные и известные издательства: «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина паблишер», «Азбука», «Астрель», есть потрясающее детское издательство «Clever».
Первой офлайн-точкой книжного магазина Алексея Полякова стало бизнес-кафе в Кузбасском технопарке.
— Книги выбираете сами?
— Над ассортиментом я работаю лично – это, надо сказать, большая работа. Представьте крупное издательство, у которого в прайсе под 10 000 наименований, и из этого списка нужно выбрать не более 200-300 того, что действительно интересно и будет востребовано. Если выражаться образно, то каждая книга, представленная в нашем магазине, это мой личный выбор, своего рода «рекомендованная библиотека». Наверное, отбор книг был и остается самым сложным. Основной акцент на деловой и бизнес-литературе, она и пользуется большим спросом. Также это книги серии нон-фикшн и детская литература.
— У вас не только книги – есть подарки, канцелярия. Получается, на одних книгах действительно не выехать? Об этом же говорит и опыт крупных книжных магазинов.
— Идея предлагать эти товары вместе была изначальной. На одних книгах, наверное, можно ехать, но либо не далеко, либо не долго. А благодаря подаркам, настольным играм и прочим товарам, мы можем расширить свой ассортимент и привлечь дополнительный поток покупателей.
— Книжный магазин с познавательной и бизнес-литературой. Не вдохновлялись ли примером известного предпринимателя Фёдора Овчинникова, про которого написана книга «И ботаники делают бизнес»?
— Нет. Слышал о нем, читал, но, если честно, всё, что я почерпнул из этой истории – это что не стоит бояться начинать проект. Главное стартовать, а там разберемся.
— Как продвигаете магазин? Например, у вас инстаграм довольно неплохой и красивый.
— В продвижении попробовали уже практически все. Пока вывод только один, и он простой: для интернет-магазина эффективно продвижение в интернете. В основном, это социальные сети, блоги, сайты и так далее. Но ещё я стараюсь лично общаться с нашими покупателями, часто спрашиваю, как узнали о нас, почему выбрали. Людям приятно внимание, мне полезны ответы. Общая тенденция такова: наши покупатели возвращаются к нам снова. Это лучшая оценка нашей работы.
[one_half last=”no”]
— Подобные планы, конечно, есть, но трудно реализовать что-то подобное без физической площадки. Однако ряд мероприятий нашего магазина уже запланирован. Думаю, начнем с них, а дальше будет понятно.
— Много ли заказов сейчас? И что покупают больше – сувениры-подарки или, всё-таки, книги?
— Для проекта, который только стартовал, заказов много — в среднем по 10 в день есть. В целом можно сказать, что дела обстоят лучше, чем я предполагал. Пропорция у книг и сувениров-канцелярии примерно 50 на 50. Это тоже радует, потому что были опасения насчет книг, но они, к счастью, не оправдались. Вывод утешительный – кемеровчане читают.
— Насколько большие ставки делаете на проект? Чего от него хотите?
— Для меня лично – это особо ценный проект. Во-первых, потому что он мне самому очень нравится, а во-вторых, потому что это проба пера в бизнесе. Уже есть несколько идей по запуску других проектов – похожих и не очень. Что касается «Атмосферы», то ее ждет развитие, неизбежный выход в офлайн, и, возможно, открытие в других городах.
— Например, в Барнауле?
— Например, в Барнауле.
— Что ожидает книжный рынок в ближайшем будущем? Вы сказали, что сейчас стагнация, анабиоз. Будет оттепель?
— Трудно сказать. Мы еще до конца не можем оценить общую экономическую ситуацию, которая сложится. Книжный бизнес будет напрямую зависеть от нее. Но одно можно сказать точно, в случае серьезного кризиса, книжный бизнес ждут очень серьезные перемены.
Ювелирная мастерская «NewServiceSystems», расположенная в городе Барнаул, предлагает широкий спектр услуг по ремонту и восстановлению…
Все мы хотим проснуться первого января в отличном настроении, но при этом не можем обойтись…
Это районная библиотека и Центр культуры и досуга. Что изменится после масштабных ремонтов? vesti22.tv
Итоги телевизионного года в действии – самые результативные сюжеты 2023-го. vesti22.tv
Что предлагают продавцы, и как безопасно встретить 2024 год? vesti22.tv
Журналисты программы «Вести Алтай» поздравляют жителей края с наступающим Новым годом. Спасибо, что в 2023-м…
View Comments
Отличный материал! Герой потрясающий, в Барнаул не хочет зайти?